- .
-
Скрыть
«Тяжело в учении – легко сидеть дома». Нижневартовские школьники до последнего откладывают выполнение «домашки»
Последние несколько дней в Нижневартовске достаточно холодно – это самое время для актировок. Официально в это время объявляются «дни самоподготовки», однако по факту в эти дни большинство школьников просто отдыхают. Это касается, конечно, не только актированных дней – любая причина, которая позволит остаться дома, также станет поводом для невыполнения «домашки».
«Если задать большей части моих одноклассников вопрос о том, почему они ничего не делают на актировках или каникулах, почти все скажут, что они были заняты чем-то более важным. Я же честно признаю, что мне просто не хочется их делать. Раз за разом откладываю задания ради каких-то мелких дел, сам не знаю, почему!» –говорит учащийся МБОУСШ №25 Артём Печёнкин.
Корреспондент GOROD3466 не пожелал оставлять этот вопрос без ответа и обратился к педагогу-психологу с 15-летним стажем Светлане Шумиловой:
«Всё дело тут в прокрастинации. Это психологический феномен, заставляющий откладывать важные дела ради более мелких. Особенно распространён среди школьников и студентов, но в той или иной мере ему подвержены все, хотя взрослые и ответственные люди уже научились справляться с этим. Всё дело в том, что наш мозг маркирует большую часть деятельности, которая не приносит эндорфинов (гормонов счастья) как бесполезную, и включается защитная реакция. Детям, живущим в первую очередь ощущениями, а не разумом, сложнее заставить себя сделать что-то, что кажется им бесполезным в данный момент времени, а мотивация для учёбы нужна долгосрочная», – поделилась Светлана.
Кроме того, она рассказала, что нужно сделать, чтобы эта проблема решилась:
– Разобраться в задании. Очень часто учащиеся откладывают выполнение задания просто потому, что считают его чрезмерно сложным или непонятным. Хотя зачастую это оказывается не так. Нужно приучить себя тратить хотя бы несколько минут на то, чтобы понять суть и объем работы. Это также может поспособствовать тому, что вы незаметно для себя втянетесь в процесс выполнения задания;
– Составить план. Важно научить ребенка тщательно планировать свои действия, постоянно отслеживать прогресс и делить большие задания на несколько мелких. Когда ученик выполняет небольшие дела, он регулярно видит положительный результат своих усилий. В результате в мозге вырабатывается дофамин, который не только вызывает чувство удовлетворения, но и улучшает память, внимательность, а также повышает мотивацию. Получая постоянную награду, мозг перестает считать большие задания сложными или скучными и подавляет инстинктивное желание отложить их;
– Заинтересовать себя. Прокрастинация может возникать из-за осознания практической бесполезности выполняемой работы. Ученик гораздо охотнее возьмется за то задание, которое даст ему дополнительные знания и навыки, касающиеся, например, его увлечений. Впрочем, мозг можно и обмануть — потратьте несколько минут и придумайте сценарий, при котором поставленная задача и полученный при ее решении опыт может пригодиться в дальнейшей жизни;
– Не отвлекаться. Самый очевидный, но самый важный совет. Постарайтесь избавиться от любых внешних раздражителей и полностью сконцентрироваться на задании хотя бы на первое время. Когда вы уже приступите к работе, отвлечься будет чуть сложнее;
– Не переоценивать себя. Одной из причин возникновения прокрастинации является стремление сделать все идеально. Рано или поздно к человеку приходит осознание того, что результат, скорее всего, будет несовершенен, и у него пропадает всякое желание выполнять эту работу прямо сейчас. Чтобы избежать такой ситуации, нужно трезво оценивать свои силы и понимать, что зачастую достичь идеала невозможно.
Мы искренне надеемся, что эти рекомендации окажутся полезны. И помните, ученье – свет!